Как известно, в человеческом обществе имеются структуры, специально предназначенные для обучения людей. Одной из подобных структур является школа. В принципе, ее главные задачи весьма немногочисленны: научить человека читать, писать и считать. Соответственно, сугубо с формальной точки зрения, обучаемость индивида можно оценивать по этим трем критериям.
Разные люди различным образом справляются с перечисленными задачами, многие — достаточно успешно (в зависимости от усердия). Но у некоторых людей обнаруживаются систематические проблемы, полностью снять которые обычно не удается даже при использовании специальных компенсаторных методик. В связи с этим выделяют три следующие психологические особенности.
Дислексия — нарушение формирования навыков чтения. В результате чтение сопровождается нечетким произношением, перестановками отдельных букв или целых слогов, изменением окончаний, частыми запинками и т. п.
Дисграфия — нарушение формирования навыков письма. В этом случае наблюдаются многочисленные грамматические ошибки: пропуски, замены и перестановки букв или слогов, разрывы в словах или слитное их написание.
Дискалькулия — нарушение формирования навыков счета. В результате заметно затруднены операции с числами: человек допускает многочисленные арифметические ошибки, с большим трудом осваивает таблицу умножения, плохо понимает разрядную структуру чисел (разбиение на единицы, десятки, сотни и т. д.).
Исследования, посвященные генетическим основам дискалькулии, находятся пока на сугубо предварительной стадии: известны лишь единичные работы по близнецовому анализу. Они свидетельствуют о довольно существенной роли генотипа, однако не получили никакого конкретного продолжения.
Дисграфия, к сожалению, исследована еще в меньшей степени. В литературе отсутствуют какие бы то ни было сведения даже по близнецовому анализу этой характеристики. Тем не менее, судя по некоторым косвенным данным (например, по частотам встречаемости дисграфии среди родственников), роль генотипа в ее формировании достаточно велика.
Наибольшие успехи в генетике обучаемости человека связаны с исследованиями генетического контроля дислексии.
Добавить комментарий