
организм, тренировка памяти
У взрослого человека весь предшествующий опыт хранится в первичных и вторичных зонах коры, в ассоциативной коре. Таламус служит для извлечения нужного в данный момент размытого эталона. При предъявлении совершенно нового образа возбуждается размытый эталон образа, наиболее похожего на предъявленный, и размытый эталон отличая (их разности). Например, ребёнок, никогда не видевший реки, может сказать, что это «большая ванна». Это так называемая «долговременная память». «Кратковременная память» — это только размытые эталоны целей, хранящиеся в гиппокампе и текущая цель в миндалине.
Вот, собственно говоря, и всё, что хранит человек в памяти о внешнем мире и о себе. Есть ещё гипоталамус, который вместе со связанными с ним системами хранит информацию, в том числе генетически заложенную, о правильной работе внутренних органов.
Каков размер человеческой памяти? Вероятно, можно провести только приблизительную оценку. Судя по числу основных слов в языках, а также по числу макро-колонок в первичных зонах коры, можно довольно уверенно говорить, что человеческий мозг способен хранить от десяти до тридцати тысяч размытых эталонов основных классов. Классов отличий примерно столько же (если не больше). В действительности человек использует эти возможности не полностью, но порядок цифр тот же. Таким образом, человек способен идентифицировать несколько сотен миллионов ситуаций (т.е. по-разному реагировать на них).
Однако очень часто возникает ситуация, когда человек «знает, но не может вспомнить». Это ситуация, когда размытый эталон в коре мозга имеется, но таламус «забыл» как его найти, т.е. недостаточно обучен.
Ситуация, которой система только что обучилась (или которую всё ещё воспринимает) имеет нулевую разность действительного и заданного кодов, т.е. это известная ситуация. Если такой ситуацией является внутренний размытый эталон, это означает, что он может быть извлечён без труда. У остальных ситуаций эта разность не равна нулю, но нет зависимости между временем, прошедшим с момента обучения ситуации и её известностью для системы. Если ситуация имела только уникальные факторы, которые потом нигде не встречались, она всегда будет иметь нулевую разность действительного и заданных кодов. Если же ситуация встретилась сначала под одним кодом и тут же следом под другим, то она будет иметь максимальную разность.
Таким образом, когда ситуации различны (и чем более различны, тем лучше) обучение одной слабо скажется на ошибке обучения (и значит, на способности к извлечению размытого эталона) другой. Если же две похожие ситуации встречаются при обучении под одним кодом, обучение одной из них очень сильно повредит качеству обучения другой. Такое свойство памяти называют фазовым забыванием.
Существует и другой вид забывания — временное, связанное со временем. Его сущность заключается в том, что все размытые эталоны со временем уменьшают значение своих элементов, потому что мембраны синаптических щелей имеют свойство постепенно затягиваться.
Забывание во времени необходимо для любой интуитивноэталонной системы, и, разумеется, для самопланирующей тоже. Если не будет забывания, эталоны перестанут быть размытыми. Вместо обобщённого образа, который одновременно учитывает распространённость и абсолютное значение каждого входящего в него фактора, система будет содержать только наложения образов друг на друга. В результате каждый конкретный образ будет слишком мало похож на свой размытый эталон и будет плохо распознаваться. Таким образом, как это ни парадоксально, система с временным забыванием имеет более гибкую память, чем без него!
Добавить комментарий