Если бы в наших семьях и школах поняли необходимость правильного движения, иначе обстояло бы дело с нашим спортом и играми, ныне так пропагандируемыми. Ибо правильное каждодневное движение является условием, без которого хороший стиль в спорте просто недостижим. Сравните бег негров с бегом наших спортсменов, и вы сразу поймете, о чем идет речь. Также обратите внимание на стиль лучших теннисистов.
Таким же образом вы бы сразу увидели, как владеет красивым движением победительница олимпийских игр по прыжкам и бегу. Многие из тех, которые тренировались не щадя сил, с опасностью для здоровья, не достигли цели. Выиграть — это не главная цель в спорте, надо играть правильно. Но сколько затрачивается энергии и времени, чтобы как можно дальше прыгнуть, как можно скорее прибежать, тогда как тренирующиеся не понимают, что им мешает добиться лучших результатов. В любом спорте и играх необходимо следить за этим. В семьях и школах уже начинают воспитывать детей в этом отношении. Мы уже чувствуем атмосферу понимания и поддержки здоровых устремлений молодых людей.
Оказать помощь в выборе учителя и тренера — тоже обязанность воспитателя.
То же относится и к подготовке к занятию теми видами искусства, инструментом которых является человеческое тело. Танцевальное и драматическое искусство требует воспитания, основанного на правильном понимании органического движения. Требования к танцевальному искусству, которое, помимо своего идеологического содержания, должно быть на высоте как со стороны техники, так и художественности, в будущем сблизятся с требованиями к другим видам искусства.
Сколько наших танцовщиков иссякли и сколько их сошло со сцены только потому, что их инструмент — тело — был не в состоянии передать внутреннее настроение. Представим себе, что пианист должен сыграть прекрасное музыкальное произведение, скажем полонез Шопена, на рояле, половина струн которого оборвана, а остальные — расстроены. Вы просто не узнаете произведения! На подобном инструменте и виртуоз ничего не сможет исполнить.
Таким испорченным инструментом с порванными струнами является у большинства из нас тело. И на нем собираются играть те, кто чувствует творческое вдохновение, кто стремится выражать свои чувства движением и создавать художественные произведения. Вначале нужно натянуть оборванные струны и настроить инструмент. Если бы в семье и школе приучали к правильному движению, которое является выражением здорового духа и здорового тела, не приходилось бы прибегать к такому количеству необходимых исправлений.
Там, где лень и слабость, нежелание и беспечность по отношению к другим или плохой режим дня испортили по существу здорового молодого человека, там следует прибегать к исправлению. Предотвращать гораздо педагогичнее, чем исправлять. Но уж если пренебрегли этим в свое время, лучше взяться за исправление, чем дать укорениться вредным привычкам. Это необходимо понять всем воспитателям.
О значении для скульптора понимания движения и его проверка на себе говорит история, греческой скульптуры. У греков, как ни в одной культуре до них и после них, было развито тонкое чувство движения. Мы начинаем это сознавать. Для наших будущих художников также необходима соответствующая атмосфера в семье и школе, которая бы с детства учила видеть и осваивать правильное движение.
Надеемся, что мы достаточно обратили внимание будущих матерей на значение ежедневного движения. Что значит движение и осанка для женского организма, вы уже слышали. У девочек мы должны следить за этим с детства. В физической зарядке девочек некоторые упражнения со снарядами исключаются или специально приспосабливаются.
Известно, что слишком твердые брюшные мышцы, развивающиеся при отдельных видах атлетических упражнений, для рожениц вредны. Достаточно эластичные брюшные мышцы и дно таза являются основным требованием для благополучных родов. Специальные упражнения для беременных очень полезны при условии, если они правильно проводятся; это же относится и к женщинам в послеродовом периоде. Но лучше всего готовиться к этому с детства.
Понимание правильности и красоты движений следует воспитывать и помимо физических упражнений. О движении животных мы уже говорили. Обращайте внимание детей на то, как у бегущей кошки, лошади, собаки или другого животного двигательная волна пробегает по телу от кончиков задних ног по спине до кончиков передних ног и к голове. Животное бежит ритмично, все тело принимает участие в движении. Это ритм физиологический, о нем я уже упоминала.
То же мы наблюдаем и у растений. Дерево на ветру клонится так, что движение переходит со ствола на ветки, веточки, листья, причем двигательная волна не прерывается. Движение прерывается, лишь когда наступает разрыв ткани, ломается веточка. Примерно то же происходит у человека при ходьбе или ином движении, когда двигательная волна доходит до сустава или мышцы, нарушающих общую гармонию тела; тогда двигательная волна прерывается. Понаблюдайте за полем во время ветра. Воздушные волны мчатся по колосьям, пока не наткнутся на голое место. Нарушение ритма напоминает здесь то, что происходит в негармонически движущемся теле. Красивое движение должно быть естественно и ритмично, правдиво и целесообразно.
Правильное красивое движение — весьма важная часть повседневной жизни, так пусть же оно займет свое место в нашем быту и способствует оздоровлению и облагораживанию людей.
Добавить комментарий