Общеизвестно, банально: настоящий прогресс в любой области человеческой жизни невозможен без людей, которым «нужно больше других». Отечественной медицине и здравоохранению повезло: таких преданных делу людей здесь по-прежнему много.
Профессор Александр Сергеевич Аметов, заведующий кафедрой эндокринологии и диабетологии Российской медицинской академии последипломного образования — один из первых в современной России врачей, однозначно давших понять своим пациентам, что с сахарным диабетом жить можно.
Мало сказать — нужно сделать. Аметов и делает это. Уже 20 с лишним лет. Создал под эгидой Всемирной организации здравоохранения Центр по обучению и информатике в области диабета. Чуть позже появилась Международная программа «Диабет», в рамках которой профессор Аметов организовал сеть учебно-консультативных центров по сахарному диабету в крупнейших городах России и стран СНГ. С 1991 года издает журнал «Диабет. Образ жизни».
Кстати, Аметов первым в нашей стране предложил командный подход к решению проблемы диабета. Это было давно, еще на переломе «перестройки»:
— В советском здравоохранении тогда вдруг всплыла серьезнейшая проблема — диабет. Конечно, «копилась» она годами. Но подходов к ее решению не было. Кроме банальных: инсулин-шприц-иголка. Инсулины, кстати, были отвратительного качества. Плюс — все были счастливы! — появилась возможность определять уровень глюкозы. Всё! Не было ни одного центра изучения этой болезни. Мы даже не знали, сколько в стране больных и как они живут с диабетом. Не потому, что врачи и специалисты здравоохранения были плохими. Нет, в СССР было огромное количество прогрессивных специалистов. Просто проблему мы видели по-другому. Так ведь и я во многом случайно понял, что нужно эту систему поменять…
— Как это случилось?
— В 1989 году я возглавил кафедру эндокринологии тогдашнего Центрального института усовершенствования врачей (сегодня это — РМАПО). Однажды в Москву приехала делегация американских диабетологов. Спрашиваем: «Как вы лечите больных?» Отвечают: «Мы учим их жить. Жить с диабетом». Наша реакция — недоумение: «Зачем учить больных? Вот в СССР — профессиональный подход. Мы учим врачей, которые лечат больных!» Подход был такой: менторским тоном «заинструктировать» больного диабетом по схеме: «Таблетка № 6 три раза в день».
В ошибочности своих тогдашних взглядов мне вскоре пришлось убедиться самому, когда наша делегация отправилась в американский Миннеаполис. Пациенты, которые понимали, что и когда они едят, как действуют назначенные лекарства, какие нагрузки, в зависимости от состояния, им полезны, достигали фантастических результатов. Они действительно умели жить с сахарным диабетом. Жить полноценно.
— Неужели так все просто: научись жить с диабетом — и будет тебе счастье?
— Конечно нет. Обученный пациент — это лишь вершина «айсберга». А тогда, в конце 80-х, собрались 60 заведующих кафедрами со всей страны, профессоров. Я сказал: «В диабете нужен командный подход. Команда работает с больным диабетом, но сам больной — полноценный игрок этой команды. Мы с ним несем равную ответственность за результат». Никто никогда до нас этого не делал.
Да, нужно обучать больных жить с сахарным диабетом. Но как? Скажу без хвастовства: мы первые в стране, кто внедрил идею терапевтического обучения больного диабетом, поставив обучение на один уровень с лекарствами. Мы первые отказались от порочного в диабете термина «лечение». Какое лечение, если врач не может вылечить это заболевание?! Мы применили к болезни другой подход — управление. До сих пор именно управление сахарным диабетом — ключ к успеху, потому что нет здесь «волшебных таблеток», «чудесного инсулина». Нужно, чтобы и лечащий врач, и специалист по питанию, и специалист по физической нагрузке, и пациент всегда согласовывали свои действия. Это — командный подход к сахарному диабету! Без него невозможен прогресс в лечении.
Добавить комментарий