Каждый из анализаторов является системой таламус-корковые поля для каждого сенсориума, кроме обонятельного, который является интуитивной системой. Усиливает сигналы ретикулярная формация, когда находится в рабочем состоянии.
Для хранения текущих целей используется особый отдел мозга — миндалина. Для длительного хранения целей используется расположенный рядом отдел- гиппокамп.
Роль гиппокампа — хранилище нескольких целей в некоторой иерархии. Если нет гиппокампа, возможно только хранение одной текущей цели в миндалине, и при любом отвлечении внимания система будет терять текущую цель.
Другим аргументом в пользу такой функции гиппокампа может служить тот факт, что гиппокамп последним созревает в процессе развития мозга. У человека это происходит в 3-5-летнем возрасте и даже позже в зависимости от индивидуальных особенностей. Таким образом, к моменту созревания гиппокампа человек уже имеет обученные системы-анализаторы. Без них гиппокамп просто бесполезен.
Вообще, каждая система в мозге появляется только тогда, когда становится нужной.
В первые 1,5 года человек усваивает основные понятия (имеет только простейшие интуитивно-эталонные анализаторы). В этот период организм растёт очень быстро, эластичность стенок каналов постсинаптипческих мембран наивысшая, поэтому редко встречающиеся образы быстро забываются (3-4 недели). Поэтому к моменту созревания вторичных зон в памяти формируются только самые нужные для жизни основные образы: родители, свои, чужие, пища, основные животные.
Начиная с 1,5 лет появляется возможность обучаться основным и неосновным понятиям, фантазировать, решать нелогические задачи, появляются нормальные интуитивно-эталонные системы в анализаторах.
Начиная с 3-5 лет постепенно созревает гиппокамп и появляется способность к длительному хранению целей, их самостоятельной постановке. Одновременно это приводит и к возможности более качественного самообучения. Человек становится самопланирующей системой.
Больше никаких качественных изменений в мозге не произойдёт. Если человек доживёт до старости, клетки могут потерять эластичность. Внешне это может проявиться как старческое упрямство или в тяжелых случаях — маразм.
По размеру и по количеству макро-колонок гиппокамп несколько великоват для своих функций и имеет слоистую структуру. Это связано с особенностями живой клетки, которая не может до бесконечности увеличивать проводимость синаптической щели. Поэтому, вероятно, активные зоны гиппокампа могут использоваться для хранения целей, в то время как другие могут в это время отдыхать. По-видимому, гиппокамп, как и весь мозг, рассчитан на некоторую оптимальную активность, ниже которой ухудшается питание клеток, а выше — наступает переутомление.
Гиппокампу приписывают особую роль в передаче информации в «долговременную память». Возможно, гиппокамп выполняет и другие функции, кроме хранения целей и обучения этим целям таламических ядер анализаторов. Но именно эта способность к целенаправленному обучению собственных таламических ядер, по-видимому, и послужила основанием для термина «долговременная память». Корректнее говорить просто о способности к длительному самообучению содержащейся в гиппокампе ситуации. Когда такой способности нет (например, у того же больного с повреждением гиппокампа), можно обучаться внешней ситуации только при её непосредственном предъявлении, а если ситуация встретилась лишь один раз, она, естественно, может и не запомниться, вернее, быстро забывается её код.
Таким образом, можно считать что «кратковременная память» это цели, содержащиеся в гиппокампе. Их немного.
«Долговременная память» – это размытые эталоны, хранящиеся во всей коре. Гиппокамп лишь помогает их туда «укладывать» и следит за тем, чтобы они не потерялись. При этом сам он, конечно, не может хранить много информации.
Добавить комментарий