К одному году дети могут осмысленно употреблять около пяти слов, а иногда и больше («мама», «папа», «баба», «би-би» и др.). Как правило, в этом возрасте они обходятся высказываниями, состоящими из одного слова. Чтобы говорить, нужно уметь воспроизводить услышанные звуки, к чему малыш еще не всегда способен. Поэтому запас слов у него небольшой.
Знакомые ребенку слова или жесты, употребляемые взрослыми, на двенадцатом месяце уже могут во многом определять его поведение. Так, покачивание головой или возглас родителей в сочетании с определенной интонацией могут остановить нежелательное действие ребенка и быть восприняты им как запрет. В свою очередь, одобрительные жесты вызывают у него желаемую реакцию.
Ваш ребенок достиг такого возраста, когда уже может составить компанию в кругу семьи. Раньше он молчал, когда вокруг него собирались близкие, теперь ему нужна аудитория для общения. Играя с вами, ребенок четко жестами дает понять, что ему нравится, а что нет. Он показывает рукой, что ему нужна конкретная игрушка. Теперь вы хорошо знаете, насколько развит малыш, что любит и что не любит.
Большую часть времени он может играть сам, иногда настолько увлеченно, что не замечает, как вы подошли к нему.
Мы уже отмечали, что к концу года у вашего малыша может значительно возрасти активность движения за счет уверенной ходьбы. Расставив ноги, подавшись туловищем вперед, а руками помогая удерживать равновесие, как это делают циркачи, он идет к заданной цели. Повороты пока даются с трудом, и падения довольно часты. Ребенок пытается встать, когда сидит на своем стульчике, пробует взобраться на другие стульчики или на диван, хотя это и не всегда получается.
У малыша уже довольно хорошая координация движений руками: раньше он брал игрушки непременно двумя руками, теперь руки начинают работать независимо одна от другой.
Виды навыков и реакции ребенка |
Умение |
Двигательные навыки | Хорошо самостоятельно ходит, любит «путешествовать» по квартире |
Адаптивные реакции | Делает достаточно сложные координационные движения: без посторонней помощи пинцетообразным движением пальцев поднимает шарик или другой предмет. В ответ на жест или просьбу отдает предмет другим лицам, приносит вещи |
Речевые навыки | Может сказать до 5 — 6 слов, многие вещи знает по названию, хотя выговорить их не может |
Социальный контакт | Активно участвует в играх со взрослыми, с детьми; помогает при одевании, изменяя позу; учится убирать за собой игрушки совместно с родителями |
Итак, мы заканчиваем рассказ о первом годе жизни вашего ребенка.
Это время было для вас временем тревог и ожиданий, радости и огорчений, что вполне объяснимо. Ведь за один год ваш малыш прошел очень большой путь: из беспомощного новорожденного превратился в разумного человека, понимающего речь взрослого, умеющего говорить, ходить, самостоятельно есть и пить. В своем физическом развитии он сделал большой скачок: масса тела к году увеличилась в три раза, а рост — на 50 процентов.
Добавить комментарий