Основные потребности детей имеют тесную связь с развитием мотивов общения – потребность в поддержке, активной деятельности, новых впечатлениях. Среди основных категорий мотивов общения следует выделить познавательную, деловую и личностную. Что касается познавательных и деловых мотивов, то они исполняют служебную роль, личностные же направлены на получение своего конечного удовлетворения.
Выделяют четыре формы общения, которые на протяжении первых семи лет детей сменяют друг друга. Впоследствии эти особенности могут подчеркивать симптомы кризиса 7 лет у детей, но так бывает не всегда.
В первом полугодии жизни у ребенка начинается ситуативно-личностный контакт со взрослым, он сосредотачивается, вглядывается в лицо другого человека, в его движения, улыбку. Дети учатся принимать воздействия взрослого человека, что в дальнейшем формирует перцептивные действия. Свои приобретения малыш использует для предметного знакомства с миром.
С шести месяцев и до двух лет происходит ситуативно-деловое общение. В этом возрасте дети нуждаются не только во внимании и доброжелательности, но и в сотрудничестве взрослых, одновременная практическая деятельности с ними.
Более высокая форма коммуникации называется внеситуационо-познавательной и формируется в возрасте трех-пяти лет. На этот же период случается то, что называют кризисом трехлетнего ребенка и советы психолога родителям в такое время могут оказаться очень полезны. Расширяя свои возможности, малыш стремится своеобразно сотрудничать со взрослыми, обсуждать с ними события, явления, взаимоотношения.
С шести до семи лет начинается внеситуационо-личностная коммуникация, целью которой является познать социальный, а не предметный мир, мир людей. Теперь общение приобретает для ребенка самостоятельный характер. Успехи ребенка в рамках данной формы общения позволяют ему подготовится к школьному обучению, адекватно воспринимать учителя и по отношению к нему занять роль ученика.
При поступлении в школу, авторитетом для детей становятся не их родители, а учитель, а спустя время авторитетом начинают пользоваться сверстники и товарищи. Такое обстоятельство способствует значительным изменением в социальном развитии школьника, и готовит его к новому этапу развития – подростковому периоду.
Став подростком, школьник стремится быть самостоятельным, противодействовать влиянию родителей, учителей, становится зависимым от влияния своих одноклассников. Такое влияние имеет негативный характер, и это может грозить искажением личностного развития ребенка и закрепления асоциальной формы поведения.
Добавить комментарий